четверг, 14 июня 2012 г.

Куб

все, что я хочу сказать, это...ну, проектировать я умею, но я же не занимаюсь проектированием ада. Я также не склонна думать, что неосознанно проектирую ад вокруг себя... Это не отчаянные попытки отрицать то, что я вижу, просто у меня нет этому обычных человеческих доказательств!..


Смотрим, куб есть средоточение многих стремлений: идеализация, материя... Идентичность каждой стороны есть "неотвратимая" правда. Куб это статика, завершение развития в неподвижности. Куб это одновременно и смерть и бессмертие как две стороны окончательной идеализации.


По фильму 1994 года, 





Куб Винченцо Натали – метафора ада. Мы строим ад собственными руками, не отдавая себе отчета в том, что в этом аду, как и в "настоящем", найдется место для каждого. Более того, мы считаем обязанностью строить ад, и некоторые строят его даже с охотой. Главное в этом деле, — не задавать ни себе, ни другим лишних вопросов. Ты просыпаешься, чистишь зубы, завтракаешь и идешь на работу, где по кирпичику строишь ад. Два раза в месяц ты получаешь денежный перевод на свою карточку и обеспечиваешь свое тело, свое примитивное сознание комфортом. Комфорт – это то, что тебе жизненно необходимо. Но потом, в один прекрасный момент, ты оказываешься лишен не только комфорта, но даже почвы под ногами. Ты оказываешься в аду, потому что он, наконец-то, достроен.


Достроен. Невыносимо смотреть на собственный почти собранный куб, стоящий в комнате в позе безучастного отчуждения как на миниатюрный ад, 45 на 45 сантиметров. Откуда я знал, что это идеальный размер? Да ниоткуда.


Фильм начинается со сверхкрупного плана: показан бликующий человеческий глаз. Таким же планом начинается "Бегущий по лезвию" Ридли Скотта: в зрачке отражается впечатляющая футуристическая панорама Лос-Анджелеса. В "Кубе" бликует белая пустота. В обоих случаях мы как бы видим то, что находится за нашей спиной. Последующие кадры показывают, что эта пустота – опасна. Угрозу несет то, что невидимо: обладателя глаза рассекает на куски вылетевшая из ниоткуда тончайшая проволока. Зритель, обернись, — и ты столкнешься с этой пустотой лицом к лицу.

Пустоту, как и людей, снова и снова приходящих в мою жизнь, пальцем указывающих мне на эту пустоту, я вполне в состоянии игнорировать. Если не их самих, то хотя бы саму пустоту. Я ее в принципе отрицаю, у меня существует непреодолимое желание ее заполнить, даже гипотетически, даже на примере тривиального теста "что вы будете делать, если окажетесь в бесконечно белом пустом пространстве". пару лет назад, я сказал, что начну либо заполнять его, либо искать выход. Мне плохо в вакууме. Может быть, поэтому я не нахожу в себе сил для чистых медитаций, без образов. Без музыки, без ничего. И что-то сказать людям, которые знают о пустоте больше меня, мне нечего. Да и им мне.

Я урод, наверное.

Просчитать, кто сумеет выбраться на волю (иначе говоря, в рай, — поскольку обычная жизнь покажется после испытания Кубом подлинным раем) — не так уж сложно, если, конечно, тебе, зритель, доводилось читать Евангелие. Наконец, человек, которому дано спастись, способен вывести и остальных, если они доверятся ему.

Я не могу уместить этот абзац в рамки переноса на саму себя!! Безумец, блаженный, да мне до всех мистических просветлений как до Антарктики!.... Почему куб? Что есть куб вокруг меня? Что я такого построил и натворил кроме неспособности знать, что должно умереть, а что не должно? Кроме дырявой идеализированной морали? (разве это кому-то мешает? мне?настолько сильно, чтобы я стал маниакально воплощать куб в его физической форме?!) 

У меня что, совсем крыша едет?!...

Это все бред, я так ничего и не понял.

(рецензия на фильм "Куб" 1994 года здесь)

Комментариев нет:

Отправить комментарий